Дорогие друзья!

Баслаху – село в Очамчырском районе Абхазии. Расположено в прекрасном месте. Земли здесь равнинные и плодородные, а люди добрые и гостеприимные. Село Баслаху, как и другие села Абхазии имеет свою историю, географические и культурные особенности, славен сынами – защитниками Отечества, известными общественными деятелями. Все это и многое другое вы сможете найти здесь. Наша цель – сохранить нашу историю. 

БЗИАЛА ШӘААБЕИТ! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Глава администрации села Пагава Даур 


События

01.04.2013

Преуспеет тот, кто работает

На собрании актива района, после того, как в соответствии с регламентом Президент РА С. Багапш представил в качестве главы Администрации Очамчырского района М. Джопуа (для него это второй срок в этой должности), как и положено в таких случаях, люди высказывали пожелания новому прежнему главе и задавали вопросы Президенту.

– У нас, Сергей Васильевич, две глобальные проблемы, – взял слово Председатель Совета старейшин села Зиноб Сандрович Тарба, – это экологический контроль за состоянием реки Аалдзги и восстановление дамбы (она много лет защищала от размыва пологий правый берег реки, на котором и расположено село Баслаху. – Ю.С.)

Надо заметить, обе эти проблемы актуальны не только для Баслаху, но в той или иной мере и для многих других сел Абхазии. Можно часами рассуждать, почему загрязняются и меняют русла, наступая на сушу, реки, можно приводить аргументы, подтверждаемые серьезными документами и даже называть конкретный срок изменения существующего положения, дескать, готова проектно-сметная документация на строительство очистных сооружений, но для Зиноба Сандровича подобные доводы силы не имеют.

– Дело и его результат – вот единственный убедительный для сельского человека аргумент, - признается он, когда, нагрянув к нему домой и оторвав от дел на участке (весна как-никак!), я возвращала его к «больным» темам.

– В 2009-м году строители вели работы по восстановлению дамбы, – говорит старожил села, – однако либо расчеты подвели, либо современные материалы не того качества, или новые технологии с нашей Аалдзгой не совладали, – Зиноб Сандрович многозначительно замолчал, но известно, что и года не прошло, а река снова вырывается из своих пределов, подкрадывается к участкам.

Семья Тарба поселилась на берегу Аалдзги в начале тридцатых годов прошлого века. Семьдесят шестую весну встречает Зиноб Сандрович – выйдет утром на лужайку перед домом, окинет взглядом поляну, реку, молчаливые, еще заснеженные в эту пору горы; закинет голову – словно утопают в небе кроны деревьев, что росли и мужали вместе с ним, – и за работу! Не случайно говорят: весенний день год кормит.

Трудовой стаж у него – более пятидесяти лет. Сначала трудился в колхозе, потом в сельсовете. Так что все значимые для Баслаху события проходили с его участием. В том числе и строительство первой дамбы в 1961 году. – Вот это был масштаб! Сколько лет старая дамба берег наш защищала! На совесть была построена.

– И не напоминай! – у его супруги Рено Ивановны свои ассоциации с той порой связаны: – Пятьдесят лет прошло, а для меня словно вчера все хлопоты с твоей дамбой: техника, шум! Строители ведь у нас в доме жили! Во время «окон» между уроками (я тогда в школе работала) прибегала их кормить…

Впрочем, в молодости все казалось легче и проще. Они не боялись труда. Не боятся и сейчас. Молоко, сыр, творог, соленья, компот, кукуруза, овощи, даже хлеб – все на столе свое, все приготовлено своими руками.

– Именно земля, заботы нам силы дают, не позволяют о возрасте думать, - говорит Рено Ивановна. – В селе в любые времена работать было нужно, а уж сегодня и подавно.

Зиноб Сандрович рассказывает, как много лет назад один из сельчан был отдан под суд и три года отбывал наказание только за то, что обработал вместе со своим участком еще и прилегающие к нему пятьсот метров земли и посадил там кукурузу. «Незаконно захватил», – такая формулировка фигурировала в деле.

Сегодня закон позволяет каждому взять в аренду сколько угодно земли, с условием, что она будет обработана. Человек, у которого есть желание работать на земле, в накладе не останется. В селе есть несколько тракторов, с помощью которых за определенную фиксированную плату можно возделать участок, и сажай что угодно!

Техника в селе нужна, и, как рассказали мне чуть позже, в числе сельскохозяйственных проектов международных организаций, активно расширяющих свое присутствие в Очамчырском районе, проходила заявка жителя села Руслана Инжгия на закупку запчастей для трактора. Заявка эта удовлетворена, и трактор Руслана уже работает вовсю.

– Засуха прошлого года нанесла нам серьезный урон, – продолжает разговор Зиноб Сандрович, – но наши сельчане делали все, чтобы поддерживать свои огороды и плантации … Частично удалось спасти и урожай бахчевых.

Особенно радуется Зиноб Тарба тому, что во многих хозяйствах рядом с родителями работают повзрослевшие дети. Значит, не ищут легкой жизни на стороне, не ждут, как многие их ровесники сегодня, что удача сама приплывет к ним в руки, а постепенно постигают вкус труда и, порой не осознавая, начинают втягиваться, чувствовать азарт. Так тело человека, вернувшегося к физическим нагрузкам после долгого перерыва, ощущает, как истосковались по тренировкам мышцы.

В Баслаху надеются, что наступающим летом дождей прольется в меру, наполнятся колодцы и удастся вырастить богатый урожай. Уже сейчас все сады и участки в селе расчищены, земля подготовлена к посадкам, только вот почва истощена очень, подкормки требует. Между тем мешок минеральных удобрений (50 кг) стоит 700 рублей, а органические вообще в дефиците. Будем реалистами: состояние села в Очамчырском районе, в частности, несмотря на колоссальный потенциал, далеко от идеала. Зиноб Сандрович из природной деликатности не сразу назвал причины запустения современных сел. Но и так ясно, что ему нужна помощь. Нужно стимулировать людей. И тогда никому не придет в голову обвинять его в лени. И только тот преуспеет, кто сумеет преодолеть ее.

Юлия СОЛОВЬЕВА


Возврат к списку