События

Гамлетовский вопрос 07.11.2011

Гамлетовский вопрос

Виталий Шария

-Вчера я побывал в селе Баслаху Очамчырского района. В помещении администрации села мы долго беседовали с ее главой Кобой Читанава. Потом мы съездили с ним на асфальтовый завод, выросший недавно на южной окраине села. Собственно говоря, из-за этого завода я и отправился в командировку.

Заметка депутата сельского Собрания Сергея Берулава с кричащим заголовком «Продается Баслаху», опубликованная в одном из недавних номеров газеты «Нужная», если не переполошила все абхазское общество, то привлекла внимание и обеспокоила многих, кто неравнодушен к судьбе наших сел, да и страны в целом. В ней было рассказано об акции протеста, состоявшейся перед сельским Домом культуры. Около 200 человек, в основном молодежь, протестовали против незаконной передачи пяти гектаров земель, принадлежащих селу, под строительство асфальтового завода. При том, что большинство жителей села – безработная молодежь, на заводе трудятся рабочие, завезенные из России. Участники акции, на которую приехал глава администрации Очамчырского района Мурман Джопуа, предъявили руководству асфальтового завода требования о предоставлении сельчанам рабочих мест, проведении работ по асфальтированию проселочных дорог в Баслаху, перечислении части налоговых сумм школе села.

Накануне поездки в Баслаху я выслушал от знакомых в Сухуме немало разноречивых комментариев ситуации. Кое-кто рисовал мрачные картины будущего массового завоза в Абхазию узбеков, таджиков и прочей соблазнительно дешевой рабочей силы. А кто-то и усмехался: да не поверю, мол, я, что наши абхазцы, у каждого их которых в селе есть земельные участки, и впрямь собираются вкалывать по-черному на асфальтовом заводе. И задавал вопрос: а почему они раньше не протестовали, когда завод только начинали строить, если считают его возведение здесь незаконным?

И вот мнение главы администрации села. По словам Кобы Читанава, который, конечно, был участником акции, многое все же в заметке его односельчанина преувеличено. И главное даже не в том, что участников акции, по его подсчетам, было человек семьдесят, а километраж дорожного покрытия, которое требуется в селе, – около пяти километров. Из семидесяти человек, сказал он, которые работают в ООО «Абхазрегионстрой», около двадцати действительно из России, где ранее работал директор фирмы Гамлет Бадоян, а остальные – местные жители из окрестных сел. Причем приезжие – это специалисты, которых среди местных жителей нет. Вернее, один все же есть, это житель Баслаху Валерий Гарцкия, который до войны трудился на аналогичном предприятии в близлежащем селе Тамыш, но он как раз и работает на асфальтовом заводе у Бадояна. Остальных местных жителей интересует работа, как правило, или охранниками, или водителями КамАЗов.

«Абхазрегионстрой» - частная фирма, которая производит асфальт и занимается капитальным ремонтом 85-километровой трассы Черноморского шоссе от Сухума до реки Ингур. Сперва фирма имела маленький завод в райцентре, но потом ей отвели более обширную площадь под строительство на границе Очамчыры и Баслаху.

Когда мы приехали на асфальтовый завод, я поближе познакомился с Гамлетом Бадояном. Первая наша мимолетная встреча состоялась в декабре прошлого года, когда вместе со съемочной группой канала «Абаза-ТВ» мы ехали в командировку в Гальский район и как раз в этом месте трассы, неподалеку от Баслаху, остановились поговорить с группой рабочих, ведших укладку асфальта. С ними был и Бадоян, обстоятельно рассказавший о работе предприятия, которое возглавляет. И вот наша новая встреча… Гамлет Ашхарабекович родом из Армении, но немало лет проработал в Нижегородской области России. В Абхазию его пригласили друзья, которые знают его как опытного профессионала.

На мой вопрос о его отношении к акции протеста в Баслаху, Бадоян ответил, что понимает сельчан и считает их выступление обоснованным. Действительно, коль завод возведен на территории села, «Абхазрегионстрой» должен пополнять и бюджет сельской администрации за счет налоговых отчислений, и в ближайшее время заасфальтировать там проселочные дороги. Не сомневается он и в первоочередном праве жителей села на рабочие места на этом предприятии. Но как быть с жителями других сел, которые оказались, скажем так, расторопнее и устроились раньше? Отобрать у кого-то из них «КамАЗ» и передать его жителю Баслаху, который изъявил желание на нем работать? Действительно, вопрос не из простых… Коба Читанава позже согласился с этим: «Мы и не хотим, чтобы увольняли, скажем, маркульского водителя и отдавали машину нашему. Они тоже наши ребята, у них тоже семьи… Речь – о будущем первоочередном праве».

Мне показали и платежную ведомость, где действительно преобладают «местные» фамилии. Средняя зарплата на предприятии – 20 тысяч рублей. Но, скажем, охранники получают, по их собственным словам, пять тысяч в месяц, а по словам Гамлета – шесть тысяч. (Наверное, разница – из-за учета налогов).

По словам Бадояна, он вложил в предприятие 80 миллионов рублей. Битум, минеральный порошок для производства асфальта завозят из России, щебенку дробят здесь же из гальки, привозимой из русла реки Мыку. Это самый мощный из трех асфальтовых заводов в Абхазии, способный производить около 160 тонн асфальта в час. Окупиться при стабильной работе его вложения могут за три года. Всего же, по его прикидкам, на программу по интенсивному асфальтированию в Абхазии уйдет пять лет. И потом, конечно, асфальт тоже будет нужен, но уже не в тех объемах. К сожалению, в последнее время начались проблемы. Приостановлено финансирование, и уже три месяца шоссе дальше Гала не ремонтируется. Всего на эти работы, согласно комплексному плану содействия социально-экономическому развитию Абхазии, Россия планировала направить 500 миллионов рублей.

http://www.ekhokavkaza.com/content/article/24381844.html


Возврат к списку